R.N.VittorioEmanuele

«Наполи»

Броненосец «Наполи» был спроектирован Витторио Куниберти. Конструктор пытался создать 8000-тонный корабль, который бы при броне в 152 мм (6”) мог нести двенадцать 203-мм (8м) орудий и развивать скорость 22 узла. Куинберти удалось создать корабль, который оказался быстрее любого другого броненосца и намного мощнее броненосных крейсеров. Завершенный в 1907 году, этот корабль класса «Реджина Елена» по справедливости может считаться предшественником линейных крейсеров. Его 305-мм орудия располагались в носовой и кормовой башнях, а 203-мм (8”) стояли в двухорудийных башнях по три на каждый борт. В 1911 году корабль участвовал в морской операции у Тобрука и обстреливал Бенгази, в 1912 году он входил в силы прикрытия итальянской оккупации острова Родос и действовал у Дарданелл и в Эгейском море. Во время Первой Мировой войны «Наполи» активно использовался на Адриатике. В 1926 году он был исключен из боевого состава флота и сдан на слом.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 764
  • Водоизмещение: 12600 т (13800 т полное)
  • Размерения: 144,6×22,4×8,5
  • Запас хода: 18000 км (10000 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 250 мм пояс, до 250 мм башни главнoro калибра и до 150 мм башни среднего калибра, до 100 мм палуба
  • Вооружение: два 305-мм (12″) и двенадцать 203-мм (8″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 19000 л.с.
  • Скорость: 21 узел

«Нумансия»

Железный батарейный броненосец «Нумансия» был заложен на верфи в Ла-Сейне в 1861 году. Во время войны между Испанией, Перу и Чили в 1865 году он был флагманом испанского флота и принимал участие в обстреле Вальпараисо 27 марта 1866 года. 30 апреля во время атаки на Кальяо броненосец выдержал 51 попадание с береговых батарей, но остался на плаву. В 1867—68 годах «Нумансия» стала первым броненосцем, совершившим кругосветное плавание. В 1873 году во время гражданской Карлистской войны «Нумансию» захватили повстанцы, после чего она получила повреждения от артиллерийского огня и при столкновении. Возвращенный правительству, броненосец принимал участие в подавлении восстания в Испанском Марокко. Между 1897 и 1898 годами «Нумансию» полностью перестроили, вооружение было заменено на восемь 254-мм (10”) и семь 203-мм (8”) нарезных дульнозарядных орудий и два торпедных аппарата. К 1914 году корабль стал учебным судном артиллеристов. В 1916 году во время буксировки на слом он затонул.

  • Страна: Итрлия
  • Экипаж: 500
  • Водоизмещение: 7304 (7189 «длинных» тонн)
  • Размерения: 96×17,3×8,2
  • Запас хода: 5600 км (3000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 142—102 мм (5,6—4″) броневой пояс на 444 мм (17,7″) деревянной подкладке
  • Вооружение: сорок 68-фунтовых орудий (при спуске)
  • Силовая установка: одновальная паровая машина однократного расширения
  • Скорость: 13 узлов

«Палестро»

Корабль «Палестро» был заложен на верфи в Аа-Сейне в августе 1864 года и завершен в январе 1866 года. Он и однотипный с ним «Варезе» имели железные корпуса и полное парусное вооружение барков. Паровые машины развивали мощность до 930 л.с., но предполагалось, что основным движителем будут паруса. 20 июля 1866 года «Палестро» и два других итальянских броненосца, «Ре д Италия» и «Сан-Мартино», встретились с семью австрийскими броненосцами у острова Лисса. В последовавшей битве «Палестро» выдержал несколько попаданий. Начался пожар, и корабль вывалился из боевого строя. Два других итальянских корабля взяли его на буксир и спустили шлюпки, чтобы снять экипажа. Но капитан Капеллини отказался покинуть корабль, после чего экипаж добровольно остался на борту и стал бороться с огнем. Однако потушить пожар не удалось, и вскоре корабль взорвался и затонул. Из 250 человек спаслись только 19. «Варезе» числился в боевом составе флота до 1891 года, потом еще несколько лет был плавучим госпиталем.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 252
  • Водоизмещение: 2600 т
  • Размерения: 64,8x13x5/6
  • Запас хода: 3300 км (1800 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 120 мм (4,7”) пояс и батарея
  • Вооружение: четыре 203-мм (8″) и одно 164-мм (6,5”) орудия
  • Силовая установка: одновальная паровая машина двойного действия
  • Скорость: 8 узлов

«Палестро» II

Первыми броненосцами, построенными на итальянских верфях, стали «Палестро» и однотипный с ним «Принчипе Амедео». Они также стали последними кораблями, у которых набор корпуса был железным, а обшивка деревянной. Кроме того, это были последние парусники итальянского флота. Из-за войны с Австрией в 1866 году оба корабля провели на стапелях шесть лет и еще 4 года достраивались, поэтому в строй «Палестро» вступил только в июле 1875 года. Он имел броневой пояс по всей длине корпуса, ярко выраженный таран и 3413 кв.м, парусов. До 1889 года броненосец использовался в качестве корабля береговой обороны в Мад далене, а затем он стал учебным кораблем в Специи. Однотипный «Принчипе Амедео» действовал в восточной части Средиземного моря, а после был переведен в Таранто, где также стал кораблем береговой обороны. Из состава флота «Палестро» исключили в 1900 году, и он был сломан в 1902—04 гг.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 548
  • Водоизмещение: 6270 т
  • Размерения: 79,7×17,5×7,5
  • Запас хода: 3300 км (1780 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 220 мм (8,7″) пояс, 140 мм (5,5″) батарея
  • Вооружение: двенадцать 160-мм (6,3″) орудий
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость: 8 узлов

«Принципе ди Кариньяно»

Корабль «Принчипе ди Кариньяно», спроектированный инженером Маттеи как винтовой фрегат, был переделан в броненосец, еще находясь на стапеле, однако при этом корабль сохранил парусное вооружение барка. Завершенный в 1865 году, «Принчипе ди Кариньяно» представлял собой батарейный корабль, большинство орудий которого стояло на главной палубе за железной броней. В 1865—66 годах броненосец находился в Эгейском море, а в июле 1866 года участвовал в битве при Лиссе, в которой получил некоторые повреждения. После проведенного в 1869 году ремонта он участвовал в освобождении Рима. В 1870 году «Принчипе ди Кариньяно» перевооружили, число 203-мм (8”) орудий уменьшили на четыре, а количество 164-мм (6,5”) пушек увеличили до 16. В 1875 году корабль был списан и в 1877—79 годах разобран. Броненосец был назван в честь итальянского адмирала принца Евгения Савойского-Кариньяно (1816—1888).

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 572
  • Водоизмещение: 4080 т
  • Размерения: 75,8×15,2×7,2
  • Запас хода: 2160 км (1200 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 120-мм (4,75″) железные плиты по борту
  • Вооружение: десять 203-мм (8″) и двенадцать 164-мм (6,5″) орудий
  • Силовая установка: одновальная паровая машина однократного расширения
  • Скорость: 8 узлов

«Ре д’Италия»

Корабль «Ре д Италия» и однотипный «Ре ди Портогало» после , вступления в строй стали крупнейшими итальянскими кораблями. Их корпус был из дерева, и они не имели внутренних водонепроницаемых переборок. Хотя корпус по всей длине имел бронирование, ходовая рубка осталась полностью незащищенной. В битве у Лиссы в июле 1866 года на «Ре д Италия» был выведен из строя руль, после чего броненосец был протаранен и потоплен австрийским флагманом «Фрединанд Макс», при этом погибло 383 человека. Свое название корабль получил в честь Виктора-Эммануила II, первого короля объединенной Италии. Однотипный с ним «Ре ди Портогало» (названный в честь Луиша I, короля Португалии (1838—1889), приемного сына Виктора-Эммануила II) в том же сражении у Лиссы был протаранен австрийским батарейным броненосцем «Кайзер», но остался на плаву. В дальнейшем он стал учебным кораблем артиллеристов в Специи. В 1877—89 годах его отправили на слом. Остров Лисса в Адриатическом море ныне носит название Вис.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 565
  • Водоизмещение: 5700 т
  • Размерения: 84,3×16,6×6,7
  • Запас хода: 3300 км (1800 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 121 -мм (4,75м) железные плиты по бортам
  • Вооружение: два 200-мм (7,9м), два 72-фунтовых, и тридцать 160-мм (6,3м) орудий
  • Силовая установка: одна одновальная компаунд-машина
  • Скорость: 12 узлов

«Ре Галантуомо»

Итальянский флот появился в 1860 году, после объединения Италии. Новое правительство заказывало броненосцы на иностранных верфях, в том числе два броненосных фрегата были заказаны в США. Двухпалубный «Ре Галантуомо», единственный итальянский деревянный парусный линейный корабль с паровой машиной, был заложен на верфи «Кантьере ди Кастелламмаре ди Стабия» и завершен постройкой в 1861 году. Силовая установка развивала мощность 1351 л.с., орудия стояли на двух палубах. В начале 1870-х годов корабль перевооружили он получил восемнадцать 160-мм (6.3”) пушек. В 1863 году «Ре Галантуомо» перевозил экипажи для «Ре д Италия» и «Ре ди Портогало» из Италии в Нью-Йорк, где на верфи Уэббса строились эти корабли. Затем «Ре Галантуомо» был кораблем береговой охраны и во время войны с Австрией в 1866 году находился в Таранто. В 1875 он был сдан на слом.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 976
  • Водоизмещение: 3800 т
  • Размерения: 58,4×15,5×7
  • Запас хода: 4100 км (2200 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: нет
  • Вооружение: 64 пушки калибром 160 мм
  • Силовая установка: одна одновальная паровая машина прямого действия
  • Скорость: 9 узлов

«Ре Умберто»

Созданный по проекту Бенедетто Брина, «Ре Умберто» принадлежал к серии из трех броненосцев, которые на момент вступления в строй были самыми быстроходными кораблями своего класса. Две барбетные установки с 343-мм (13,5”) орудиями имели круговое вращение, что позволяло заряжать орудия в любом секторе и увеличивало скорострельность. В 1898 году такая система была принята и британским Королевским флотом. «Ре Умберто», заложенный в 1884 году, был завершен в 1893 году. В 1912 году броненосец стал плавучим складом. В 1914 году он был исключен из списков флота, но в 1915 году возвращен в боевой состав, и в 1918 году переоборудован в десантный корабль. Для выполнения задачи по высадке десанта в порту Пола с «Ре Умберто» сняли башни и барбеты, а на палубе установили 76-мм (3”) орудия. Однако война закончилась раньше, чем успели провести операцию, и корабль так и не принял участия ни в одном бою. В 1920 году броненосец был разобран. Однотипная с ним «Сардиния» стала первым кораблем с паровой машиной тройного расширения; она же в числе первых была оборудована беспроволочным телеграфом.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 733
  • Водоизмещение: 13500 т (15400 т полное)
  • Размерения: 127,6×23,4×9,3
  • Запас хода: 11000 км (6000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 75 мм (3″) палуба, 102 /им (4″) борт и башни, 343 /им (13,5) барбеты
  • Вооружение: четыре 343-мм (13,5″), восемь 152-мм (6″), шестнадцать 120-мм (4,7″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 19500 л,с.
  • Скорость: 20,5 узла

«Реджина Маргерита»

Корабль «Реджина Маргерита» строился по проекту Бенедетто Брина, который всегда стремился создавать самые быстроходные суда. В первоначальном варианте проекта корабль имел четыре 305-мм (12”) и двенадцать 203-мм (8”) орудий. Но после смерти Брина планы были пересмотрены и корабль получил иное вооружение, указанное ниже. Необычной особенностью корабля стал второй ходовой мостик позади надстройки. В 1916 году «Реджина Маргерита» затонула у Валоны, подорвавшись на двух немецких минах, поставленных подводной лодкой UC-14. Вместе с кораблем погибло 675 моряков. Такая потеря кажется незначительной по сравнению с бойней на Западном фронте, но действия итальянского флота имели немалое значение для победы союзников. Если бы Тройственному Союзу удалось захватить Албанию и укрепить Валону, он смог бы закрыть вход в Адриатику, однако итальянцы предотвратили такой поворот событий.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 812
  • Водоизмещение: 13215 т (14500 т полное)
  • Размерения: 138,6x23x8,8
  • Запас хода: 18000 км (10000 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 152 мм (6″) борт, 203 мм (8″) башни, до 152 мм (6″) батарея, до 80 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″), четыре 203-мм, двенадцать 152-мм и двадцать 76-мм (3″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 20000 л.с.
  • Скорость: 20,5 узла

«Реджина Мария Пиа»

Будучи не в состоянии самостоятельно строить мощный флот, Италия заказывала батарейные броненосцы во Франции, и одним из них стала «Реджина Мария Пиа». Броненосец был заложен в 1862 году и завершен в 1864 году. Силовая установка развивала мощность 2924 л.с., запас хода составлял 4800 км (2600 миль). В 1866 году «Реджина Мария Пиа» участвовала в бою у Порто Сан-Джорджио. Сначала парусное вооружение корабля было изменено с шхуны на барк, а затем, при модернизации 1888—90 годов, от него отказались совсем, установив две безрангоутные мачты. В ходе модернизации корабль был перевооружен, получив два 220-мм (8,7”) и девять 203-мм (8”) орудий, которые впоследствии вновь заменили, на восемь 152-мм (6”) и пять 120-мм (4,7”) орудий. В 1866 году в сражении у Лиссы броненосец получил повреждения, как от артиллерийского огня, так и при столкновении с батарейным броненосцем «Сан-Мартино». В 1878 году после ремонта «Реджина Мария Пиа» участвовала в «полицейской акции» по защите итальянских интересов в Салониках, а в 1886 году действовала у Крита. В 1895 году броненосец был перестроен в корабль береговой обороны, а в 1904 году исключен из списков флота.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 900
  • Водоизмещение: 4530 т
  • Размерения: 81,2×15,2×6,3
  • Запас хода: 4800 км (2600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 121 мм (4,75″) железный пояс
  • Вооружение: двадцать два 164-мм (6,5″) и четыре 72-фунтовых орудия
  • Силовая установка: одновальная паровая машина двойного действия однократного расширения
  • Скорость: 13 узлов

«Рома»

Корабль «Рома», деревянный батарейный броненосец с парусами общей площадью 2960 кв. м, был заложен в 1863 году и завершен в только 1869 году. В 1874—75 годах его перевооружили одиннадцатью 254-мм (10”) орудиями. В 1870 году броненосец участвовал в освобождении Рима, а в 1873 принимал участие в блокаде испанского порта Картахены. Эта акция была предпринята ведущими европейскими державами, когда в 1872 году королем Испании был провозглашен Карл VII, что привело к гражданской войне. Целью блокады было не допустить выхода из порта захваченных повстанцами кораблей. В 1886 году «Рома» стал флагманом эскадры береговой охраны в Специи. В 1895 году броненосец исключили из боевого состава и использовали в качестве плавучего склада боеприпасов. В июле 1896 года в корабль попала молния, на нем возник пожар, и для предотвращения взрыва броненосец был затоплен. В августе того же года его подняли, а затем разобрали.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 551
  • Водоизмещение: 6250 т
  • Размерения: 79,6×17,5×7,6
  • Запас хода: 3600 км (1940 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 150 мм (5,8″) броневой пояс
  • Вооружение: пять 254-мм (10″) и двенадцать 203-мм (8″) орудий
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость: 13 узлов

«Спарвиеро»

Мысль о возможности переоборудования большого пассажирского лайнера «Аугустус» в авианосец возникла у командования итальянского флота еще в 1936 году. К отвергнутому поначалу проекту вернулись в 1942 году, когда было решено перестроить лайнер во вспомогательный авианосец. Сначала он получил название «Фалько», затем бы переименован в «Спарвиеро». Но в 1943 году, когда на лайнере начались работы и с него сняли старые надстройки, его захватили немцы. В 1944 году они приспособили «Спарвиеро» в качестве блокшива, а позднее он был затоплен. Хотя Италия, обладавшая четырьмя линкорами, к моменту объявления войны в 1940 году господствовала на Средиземноморье, ее военно-морской флот использовался только в оборонительных целях — особенно после рейда британских палубных самолетов на Таранто, когда сразу три итальянских линкора временно потеряли боеспособность. Если бы в начале войны Италия имела один или два авианосца, ход войны на Средиземном море мог быть совершенно иным, так как тогда итальянский флот получил бы возможность вести наступательные действия.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: —
  • Водоизмещение: 30480 т (водоизмещение лайнера «Аугустус»)
  • Размерения: 202,4×25,2×9,2
  • Запас хода: —
  • Бронирование: —
  • Вооружение: шесть 152-мм и четыре 102-мм орудия (по проекту)
  • Силовая установка: четырехвальный дизельный агрегат мощностью 28000 л.с.
  • Скорость: 18 узлов (как лайнер)

«Витторио Эммануэле»

Корабль «Витторио Эммануэле» был одним из четырех броненосцев типа «Реджина Елена». Эти корабли были построены по прогрессивной схеме, сочетавшей мощное вооружение с хорошей защитой и высокой скоростью при относительно небольшом водоизмещении. 305-мм орудия располагались в одноорудийных башнях, по одной в носу и корме, а 203-мм стояли в двухорудийных башнях на уровне главной палубы. «Витторио Эммануэле» был заложен в 1901 году и завершен в 1908 г. В 1911 году он участвовал в морской операциях у Тобрука и в бомбардировке Бенгази; в следующем году броненосец действовал в Эгейском море, поддерживая итальянские войска, оккупировавшие .остров Родос. В 1915-г-17 годах «Витторио Эммануэле» находился в южной Адриатике, в 1918 году вернулся в Эгейское море, а в 1919 году во время волнений в Турции был направлен к Константинополю. В 1923 году броненосец был исключен из состава флота.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 764
  • Водоизмещение: 12600 т
  • Размерения: 144,6×22,4×8
  • Запас хода: 11000 миль при 12 узлах
  • Бронирование: 250 мм (9,8″) борт, до 250 мм башни ГК, до 150 мм башни СК, до 80 мм палуба
  • Вооружение: два 305-мм (12″), двенадцать 203-мм (8″) и шестнадцать 76-мм (3″) орудий
  • Силовая установка: двухывальная паровая машина тройного расширения мощностью 19000 л,с.
  • Скорость: 21 узел

«Вораджине»

Спущенный на воду в 1866 году, «Вораджине» был построен в Генуе на верфи Фока и предназначался для береговой обороны — Италия имеет очень протяженную береговую линию. Орудия размещались в большом высоком каземате в центре корабля. Мощность силовой установки составляла 590 л.с., броненосец нес легкое парусное вооружение. Из списков флота корабль был исключен в марте 1875 года. Однотипный с ним «Гуэрриера» был спущен на воду в мае 1866 года. Однако когда дело дошло до боя, выяснилось, что производители пушек обогнали кораблестроителей новые орудия легко пробивали стоящую на кораблях броню. Ответом конструкторов стало новое усиление бронирования, но полностью закрыть батарею оказалось невозможным из-за чрезмерного веса броневых плит. Именно поэтому и появились казематные корабли — они несли несколько крупных орудий в относительно небольшом, но сильно защищенном каземате в средней части корабля, а корпус по ватерлинии закрывал узкий броневой пояс.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: неизвестно
  • Водоизмещение: 2350 т
  • Размерения: 56×14,4×4,2
  • Запас хода: неизвестно
  • Бронирование: 140 мм (5,5″) каземат и ватерлиния.
  • Вооружение: 12 орудий
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость: 7 узлов

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г