queen-elizabeth

«Горгона»

В 1870 году, в преддверии войны с Францией, Великобритания спешно строила плоскодонные корабли береговой обороны. Как только непосредственная опасность исчезла, строительство сразу же замедлилось; «Горгона» вошла в строй только в 1874 году. Для улучшения плохой мореходности в 1886—89 годах на броненосце был увеличен бруствер. Впрочем, службу корабль нес не как броненосец, а как вспомогательное судно в составе соединения вспомогательных кораблей Королевского флота. Другими кораблями этой серии были «Циклоп», «Геката» и «Гидра». Все они в 1903 году были исключены из списков флота и разобраны.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 150
  • Водоизмещение: 3480 т
  • Размерения: 68,5×13,7×4,9
  • Запас хода: 5600 км (3400 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 203—152 мм (8—6″) пояс, 229—203 мм (9—8″) бруствер, 254—229 мм (10—9″) башни
  • Вооружение: четыре 254-мм (10″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина прямого действия
  • Скорость: 11 узлов

«Геркулес»

Корабль «Геркулес» был спроектирован по типу броненосца «Беллерофонт», но имел лучшее бронирование и большую остойчивость на волнении. Корабль, спущенный на воду в 1868 году, отличался заостренным тараном и гладкой линией палубы. На рождество 1872 года «Геркулес» был поврежден в столкновении с броненосцем «Нортумберленд» у Фуншала (остров Мадейра). После ремонта корабль с 1875 по 1877 годы входил в состав Средиземноморского флота. В 1878 году его перевели в эскадру вспомогательных сил. В 1892-93 годах корабль был перестроен, у него заменили машины. В 1905 году старый броненосец вывели в резерв, и он стал плавучим складом в Гибралтаре. В 1909 году корабль был переименован в «Калькутту», в 1914 году он стал учебным кораблем, приписанным к Портсмуту; в 1915 году его снова переименовали, на сей раз в «Фисгард II». В 1932 году его наконец разобрали в Престоне (Ланкашир).

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 638
  • Водоизмещение: 9300 т
  • Размерения: 99x18x8
  • Запас хода: 4000 км (2160 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 229—152 мм (9—6″) пояс, 203-мм (8″) батарея, 9 мм палуба
  • Вооружение: восемь 254-мм (10″) дульнозарядных орудий, два 229-мм (9″), четыре 178-мм (7″), два 152-мм и шесть 120-мм орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина мощностью 8500 л.с.
  • Скорость: 14,7 узла

«Гермес»

Корабль «Гермес» стал первым в мире авианосцем специальной постройки. Корабль заложили еще в 1917 году, но строительство затянулось до 1924 года, и поэтому раньше него в строй вступил японский авианосец «Хосе». Корпус авианосца имел крейсерские обводы, а главная палуба являлась элементом силовой конструкции. Над ней был надстроен 122-м ангар, выше которого располагалась полетная палуба. Мостик, командный пост и мачты были сгруппированы в большом «острове» по правому борту полетной палубы. 150-мм орудия были установлены в казематах, а орудия меньшего калибра размещались на уровне полетной палубы по правому борту. Авиагруппа корабля была невелика, в 1940 году она состояла всего из 12 истребителей. 9 апреля 1942 года авианосец вместе с австралийским эсминцем «Вэмпайр», корветом «Холлихок» и двумя танкерами был потоплен японскими самолетами у острова Цейлон.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 664
  • Водоизмещение: 10850 т
  • Размерения: 182,9×21,4×6,5
  • Запас хода: 7400 км (4000 миль) при 15 узлах
  • Бронирование: 75-мм (3″) пояс, 25-мм (1″) палуба
  • Вооружение: шесть 140-мм (5,5″) орудий и три 102-мм (4″) зенитных орудия, 20 самолетов
  • Силовая установка: трехвальная турбина
  • Скорость: 14,7 узла

«Худ»

После Ютландского боя 1916 года, когда три британских линейных крейсера взлетели на воздух в результате взрыва пороховых погребов, было принято решение о строительстве кораблей с усиленным бронированием. «Худ» должен был стать первым из четырех таких линкоров-крейсеров, но из всей серии был завершен только он. Хотя в конструкции крейсера было сделано все, чтобы он не разделил судьбу своих предшественников, 21 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк» и тяжелым крейсером «Принц Евгений» 380-мм снаряд, пробив палубную броню «Худа», угодил в арсенал, в результате чего корабль взорвался. Из всего экипажа спаслось только трое, а 1338 человек погибло. Англичане, возлагавшие на крейсер немалые надежды, остро переживали потерю «Худа». Этот корабль не раз «нес флаг» Британии всему миру, наибольшую известность получило его кругосветное плавание в 1923 году. Противник «Худа», германский линкор «Бисмарк», «пережил» его на три дня, после чего также был потоплен.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 1477
  • Водоизмещение: 41200 т
  • Размерения: 262×31,7×8,7
  • Запас хода: 7200 км (4000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 305—127 мм (12—5″) пояс и барбеты, до 127 мм палуба
  • Вооружение: восемь 380-мм (15″), двенадцать 140-мм (5,5″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина
  • Скорость: 32 узла

«Инфлексибл» II

Появление в 1904 году мощных японских броненосных крейсеров класса «Цукуба» и «Ибуки» убедило британское Адмиралтейство в необходимости создания корабля, сочетающего скорость крейсера с огневой мощью линкора. «Инфлексибл» был спущен на воду в 1907 году и завершен постройкой в 1908 году. В мае 1911 года он повредил носовую оконечность при столкновении в Ла-Манше с линкором «Беллерофонт». В начале Первой Мировой войны корабль участвовал в бою у Фолклендских островов и в охоте за немецким линейным крейсером «Гебен». В 1915 году «Инфлексибл» в числе других кораблей прикрывал высадку в Дарданеллах. Во время бомбардировки турецких укреплений в марте того же года крейсер был серьезно поврежден огнем береговых батарей, а затем подорвался на мине. В 1916 году он участвовал в Ютландском сражении, где не получил серьезных повреждений. А вот однотипный с ним «Инвинсибл» взорвался от огня германских кораблей. В 1922 году оставшиеся корабли серии «Инфлексибл» и «Индомитейбл» были проданы на слом.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 784
  • Водоизмещение: 17370 т
  • Размерения: 172,8x22x8
  • Запас хода: 5570 км (3090 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 152—102 мм (6—4″) пояс, 178 мм (7″) башни, до 65 мм палуба
  • Вооружение: восемь 305-мм (12″) и шестнадцать 102-мм (4″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 41000 л.с.
  • Скорость: 25,5 узла

«Инвинсибл»

Завершенный в 1908 году, «Инвинсибл» стал первым в мире представителем нового класса боевых кораблей — линейных крейсеров. Бронирование этих кораблей изначально приносилось в жертву скорости и дальности хода. Обладая скоростью крейсера и вооружением линкора, линейные крейсера могли с легкостью настигать и уничтожать свою добычу — неприятельские броненосные крейсера. Однако катастрофическая потеря «Инвинсибла» и двух других линейных крейсеров в Ютландском бою 1916 года показала, что под огнем линейных кораблей отсутствие бронирования (особенно над погребами) становится роковым. Несмотря на последовавшие после Югланда модернизации по усилению бронирования, дальнейший ход морской войны показал бесполезность линейных крейсеров. «Инвинсибл» взорвался и затонул, унеся с собой жизни 1026 моряков, включая контр-адмирала Г.Худа. Линейный крейсер «Куин Мэри» также взорвался после прямого попадания с германского линейного крейсера «Дерфлингер», при этом погибло 1266 человек.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 784
  • Водоизмещение: 17370 т
  • Размерения: 172,8x22x8
  • Запас хода: 5570 км (3090 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 152—102 мм (6—4″) пояс, 178 мм (7″) башни, до 65 мм палуба
  • Вооружение: восемь 305-мм (12″) и шестнадцать 102-мм (4″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 41000 л.с.
  • Скорость: 25 узлов

«Айрон Дьюк»

Спущенный на воду в 1912 году, линкор «Айрон Дьюк» во время Ютландского сражения 1916 года являлся флагманом Британского флота, а среди всех довоенных линкоров-дредноутов его боевой путь стал самым длинным. Он и четыре однотипных с ним корабля входили в третью серию британских сверхдредноутов. Все они имели на вооружении 343-мм (13,5”) орудия и стали первыми линкорами, на которых вновь появились 152-мм (6”) пушки среднего калибра для борьбы с вражескими миноносцами. Позже во вспомогательном вооружении кораблей произошли некоторые изменения. Три корабля этого типа были разобраны согласно Вашингтонскому договору 1922 года, но «Айрон Дьюк» избежал этой участи. В 1931 году он стал учебным кораблем, а в 1939—45 годах служил плавучим складом в Скапа-Флоу. 17 октября 1939 года, когда он стоял на якоре в бухте Скапа-Флоу, его атаковали четыре немецких пикирующих бомбардировщика Ju-88 «Юнкерс» из эскадрильи I/KG30. От близких разрывов бомб старый корабль получил повреждения, и его поставили на прикол. Окончательно разобран «Айрон Дьюк» был только в 1946 году.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж 1022
  • Водоизмещение: 25000 т
  • Размерения: 189,8×27,4×9
  • Запас хода: 14000 км (7780 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 305— 102 мм (12—4″) пояс, 229 мм (9″) средний пояс, до 280 мм башни, 152—51 мм батарея, 65 мм палуба
  • Вооружение: десять 343-мм (13,5″) и двенадцать 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 29000 л,с.
  • Скорость: 21 узел

«Кинг Эдуард VII»

Корабль «Кинг Эдуард VII» стал первым британским броненосцем, построенным в XX веке. Заложили его в 1902 году и завершили тремя годами позже — первым в серии из восьми однотипных кораблей. Отличавшийся большой валкостью, он имел еще один серьезный недостаток — большое количество разнокалиберного вооружения сильно затрудняло использование всей орудийной мощи корабля. В 1916 году «Кинг Эдуард VII» подорвался на немецкой мине у берегов Шотландии и затонул через 12 часов. Другими кораблями этой серии были «Африка», «Британия», «Коммонвелф», «Доминион»,«Хайберния», «Хиндустан» и «Новая Зеландия». В 1912 году «Хайбернию» оборудовали взлетной платформой над носовой башней, и 9 мая 1912 года лейтенант К.Р. Сэмсон стал первым в мире пилотом, стартовавшим с движущегося корабля. Он взлетел на своем гидросамолете «Шорт» с носовой платформы «Хайбернии», двигавшейся со скоростью 10 узлов.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 777
  • Водоизмещение: 15700 т
  • Размерения: 138,3×23,8×7,72
  • Запас хода: 13000 км (7000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 229—203 мм (9—8″) пояс, 305 мм (12″) барбеты, 203 мм (8*) башни, 75 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″), четыре 234-мм и десять 152-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная машина тройного расширения мощностью 18000 л.с.
  • Скорость: 18,5 узлов

«Лайон»

Линейные крейсера типа «Лайон» стали первыми крейсерами, которые превзошли по размерам линкоры. Спущенный на воду в 1910 году и завершенный постройкой в 1912 г., «Лайон» был вооружен восемью 343-мм (13,5”) орудиями, установленными в двухорудийных башнях. Две из них стояли в носовой части, одна над другой, третья располагалась в корме и одна находилась в центре корпуса между второй и третьей трубами; последняя имела ограниченные зоны стрельбы. Во время Первой Мировой войны «Лайон» был флагманским кораблем эскадры линейных крейсеров Королевского флота, которой командовал адмирал Дэвид Битти. 24 января 1915 года в бою с немецкими линейными крейсерами у Доггер-банки «Лайон» получил 21 попадание. Во время Ютландского боя линейный крейсер чудом избежал гибели, тогда в него попало 12 тяжелых снарядов и погибло 99 членов экипажа. После войны «Лайон» был продан на слом и в 1924 году разделан в Блайте (Нортумберленд).

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 997
  • Водоизмещение: 26270 т
  • Размерения: 213,3x27x8,4
  • Запас хода: 10000 км (5600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 127—229-мм (5—9″) главный пояс, 102—152-мм (4—6″) верхний пояс, до 229 (9”) башни, до 65 мм палуба
  • Вооружение: восемь 343-мм (13,5″) и шестнадцать 102-мм (4″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 70 л.с.
  • Скорость: 27 узлов

«Лорд Нельсон»

Корабль «Лорд Нельсон» и однотипный с ним «Агамемнон» стали последними додредноутами британского Королевского флота. «Лорд Нельсон» был завершен в октябре 1908 года. 305-мм орудия броненосца стояли в двухорудийных башнях, а 234-мм пушки размещались как в двух-, так и в одноорудийных башнях по бортам. Главный броневой пояс простирался на всю длину корабля, выше него находился верхний пояс, доходивший до основания башни «Y». Дополнительной защитой также служили броневые траверзы, впервые установленные на английском броненосце. «Лорд Нельсон» активно действовал во время Первой Мировой войны. В частности, он участвовал в бомбардировке Дарданелл 7 марта 1915 года. «Лорд Нельсон» и «Агамемнон» открыли артиллерийский огонь по турецким фортам с дистанции 11—12 км, подавив два из них. Британским кораблям оказывали поддержку французские броненосцы «Галуаз», «Шарлемань», «Буве» и «Сюффрен». В 1920 году «Лорд Нельсон» был отправлен на слом.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 900
  • Водоизмещение: 16090 т
  • Размерения: 135x24x7,9
  • Запас хода: 17000 км (9180 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 305—203-мм (12—8″) пояс, 203—178-мм (8—7″) башни главного калибра, до 178 мм башни среднего калибра, 75—25 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) и десять 234-мм (9,2″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 16750 л.с.
  • Скорость: 18 узлов

«Маджестик»

Корабль «Маджестик», завершенный строительством в 1895 году, и восемь однотипных с ним кораблей оказались лучшими броненосцами 1890-х годов и стали образцом для постройки всех последующих броненосцев вплоть до появления в 1905 году «Дредноута». Конструктор Уильям Уайт использовал броню улучшенного качества, позволившую при гораздо меньшем весе брони достичь такой же защиты, что и на более ранних кораблях. Бронированная палуба ближе к бортам загибалась вниз, образуя скосы, которые ниже ватерлинии соединялись с нижним краем броневого пояса, что увеличивало суммарную толщину защиты. В декабре 1904 года корабль был поврежден в Аа-Манше взрывом угольной пыли, а в июле 1912 года «Маджестик» столкнулся с од нотипным кораблем «Викториес» (остальными броненосцами серии были «Цезарь», «Ганнибал», «Илласгриес», «Юпитер», «Магнифишент», «Марс» и «Принц Георг»). С началом войны броненосец нес эскортную службу и патрулировал в Ла-Манше. Затем «Маджестик» был переведен на Средиземное море, где и погиб 27 мая 1915 года возле Дард анелл от попад ания двух торпед, выпущенных немецкой под вод ной лодкой U-21.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 672
  • Водоизмещение: 14820 т
  • Размерения: 128,3×22,8×8,2
  • Запас хода: 14000 км (7600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 229 мм (9″) пояс, 356 мм (14″) барбеты, 254 мм (10″) башни, 152 мм казематы, до 102 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) и двенадцать 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 10000 л.с.
  • Скорость: 16 узлов

«Монарх»

Корабль «Монарх» был первым океанским башенным кораблем мониторного класса и первым броненосцем, вооруженным 305-мм (12”) орудиями. Завершенный строительством в 1869 году, он имел приподнятые полубак и полуют и нес к тому же полное парусное вооружение. Паровая машина развивала мощность в 7842 л.с., и на момент окончания постройки это был самый быстроходный боевой корабль мира. Поверх двухорудийных башен проходил продольный мостик. В 1869—70 годах броненосец нанес визит в США; а после проведенного в 1871 году ремонта он был включен в состав Средиземноморского флота. В 1882 году, во время Египетской кампании, совместно с другими кораблями Королевского флота «Монарх» участвовал в бомбардировке Александрии. Эти действия флота вызвали отставку британского кабинета министров. В 1878 году на корабль установили два торпедных аппарата, в 1890—97 годах «Монарх» прошел полную модернизацию с заменой машин. В 1904 году бывший броненосец стал плавучим складом и был переименован в «Симун». В 1906 году его продали на слом.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 575
  • Водоизмещение: 8320 т
  • Размерения: 100,5×17,5×7,3
  • Запас хода: 3700 км (2000 миль) при 16 узлах
  • Бронирование: 178—114 мм (7—4,5″) пояс, 254—203 мм (10—8″) башни
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) и три 178-мм (7″) дульнозарядных орудия
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость: 15 узлов

«Нельсон»

В ответ на растущее число русских броненосных крейсеров, уже вошедших в строй и еще только строившихся, в Великобритании был построен «Нельсон». Как и однотипный «Нортхемптон», «Нельсон» нес паруса и предназначался для действий в Тихоокеанском регионе, где практически не было английских угольных станций. С 1881 года и до возвращения в Англию на ремонт в 1885 году «Нельсон» входил в состав австралийской эскадры; «Норхемптон» был направлен в Северную Америку и Вест-Индию. Впоследствии «Нортхемптон» стал океанским учебным судном. В начале века он был продан на металл и разделан в Морекамбе в 1905 году. Оба корабля по классу относились к броненосным фрегатам. Запас угля у «Нельсона» составлял 1168 тонн, вместе с тем корабль нес парусное вооружение барка площадью 2200 кв.м. В 1901 году он стал учебным кораблем кочегаров, а в 1910 году был продан на слом.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 560
  • Водоизмещение: 7630 т
  • Размерения: 85,3×18,3×8
  • Запас хода: 9260 км (5000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 229—152 мм (9—6″) пояс и траверзы, 75—50 мм (3—2”) палуба
  • Вооружение: четыре 254-мм (10″) и восемь 229-мм (9″) дульнозарядных орудий, четыре 120-мм казнозарядных пушки
  • Силовая установка: двухвальная трехцилиндровая паровая машина мощностью 5500 л.с.
  • Скорость: 12 узлов

«Нептун»

Первоначально «Нептун» назывался «Индепенденсия» и был спроектирован для Бразилии в 1872 году и заложен на верфи в Портсмуте. Во время осложнения отношений между Великобританией и Россией, когда война казалась неизбежной, корабль был реквизирован британским правительством и включен в состав Королевского военно-морского флота. 305-мм орудия броненосца располагались в средней части корабля в двухорудийных башнях, разделенных небольшой надстройкой, поверх башен был перекинут легкий мостик. Два 229-мм (9”) орудия стояли под полубаком. Поскольку паруса грот-мачты находились возле труб, их приходилось часто менять из-за загрязнения угольным дымом. В 1903 году «Нептун» пошел на слом. Начало и конец его службы ознаменовались инцидентами: во время церемонии спуска на воду 30 июля 1874 года он застрял в иле и оставался на мели до 10 сентября, а в 1903 году, когда его уже буксировали на разделку в порт Портсмута, «Нептун» протаранил броненосец «Виктория», столкнулся с броненосцем «Хироу» и чудом не задел еще несколько кораблей.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 541
  • Водоизмещение: 9130 т
  • Размерения: 91,4×19,2×7,6
  • Запас хода: 2740 км (1480 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 305—229 мм (12—9″) пояс, 254 мм (10″) цитадель, 330—279мм (13—11″) башни
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″), два 229-мм (9″) орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 14 узлов

«Нил»

В момент вступления в строй «Нил» и однотипный с ним «Трафальгар» являлись крупнейшими броненосцами Королевского флота. «Нил» был спущен на воду в 1888 году и его вооружение соответствовало распространенному тогда принципу сочетания максимально тяжелой артиллерии с наибольшей защитой. 343-мм (13,5”) орудия располагались по оси корабля в двухорудийных башнях с гидравлическим приводом, на высоте 4,2 м над ватерлинией. Между башнями находилась восьмигранная цитадель, где были установлены 120-мм (4,7”) орудия, защищенные 127-мм броней. Позже 120-мм орудия заменили на более современные 152-мм (6”). Когда корабль вступил в строй в 1891 году, многие морские офицеры полагали, что он станет последним построенным линейным кораблем из-за бурного развития торпедного оружия. Почти всю свою службу «Нил» провел на Средиземном море, а после исключения из боевого состава стал учебным кораблем. В 1912 году он был разобран на металл.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 577
  • Водоизмещение: 12500 т
  • Размерения: 105x22x8,6
  • Запас хода: 12000 км (6500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 500—356 мм (20—14″) пояс, до 457 мм (18″) нижний каземат, 457 мм (18″) башни, до 75 мм палуба
  • Вооружение: четыре 343-мм (13,5″), шесть 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 12000 л.с.
  • Скорость: 17 узлов

«Принц Альберт»

Первый английский железный батарейный броненосец «Принц Альберт» был построен Купером Коулзом как прямой вызов политике Адмиралтейства. Все башни корабля располагались на одной линии — две перед надстройкой в середине корпуса и две позади нее. Изначально в проекте «Принца Альберта» предполагалось шесть башен, но позднее их число уменьшилось до четырех. Каждая башня весила 112 тонн и поворачивалась вручную. Корабль был заложен в 1862 году, но его постройка растянулась на четыре года и окончен он был в 1866 году. Долгая служба «Принца Альберта» не изобиловала событиями. Большую часть ее он провел в резерве, а в конце службы в 1878 году был переведен в эскадру вспомогательных кораблей в Портсмуте. В том же году на нем поменяли котлы. «Принц Альберт» был исключен из списков флота в 1899 году и разрезан на металл в 1904 году.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 201
  • Водоизмещение: 3880 т
  • Размерения: 73,1×14,6×6,2
  • Запас хода: 1500 км (810 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 114 мм (4,5й) пояс на 450-мм (18″) деревянной подкладке, 167—140 мм броня (10,5—5,5″) башен на 356 (14″) деревянной подкладке
  • Вооружение: четыре 229-мм (9″) дульнозарядных орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина прямого действия
  • Скорость: 11,2 узла

«Куин Элизабет»

Завершенный в 1915 году, «Куин Элизабет» представлял собой значительный шаг вперед в развитии класса линейных кораблей. Этот первый дредноут, снабженный паровыми котлами на жидком топливе, оказался весьма быстроходным, но его зависимость от поставок нефти вызывала опасения. В результате линкоры следующей серии, «Ривендж», имели машины работающие на смешанном топливе. «Куин Элизабет» принимал участие в Дарданелльской операции 1915 года, но не смог участвовать в Ютландском бою в следующем году из-за ремонта. Став флагманом английского флота, в 1937—41 годах линкор подвергся значительной модернизации. Затем корабль был переведен на Средиземное море, где в мае 1941 года участвовал в боевых действиях у Крита. В декабре того же года в гавани Александрии «Куин Элизабет» серьезно пострадал от дерзкой атаки итальянских боевых пловцов. В 1943—44 годах линкор состоял во флоте Метрополии, затем был отправлен в Индийский океан, где и окончил свой боевой путь. В 1948—49 годах корабль был разобран на металл.

  • Страна: Великобритания
  • Экипаж: 951
  • Водоизмещение: 27500 т
  • Размерения: 196,8×27,6×10
  • Запас хода: 8300 км (4500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 330—152 мм (13—6″) пояс, 254—102 мм (10—4″) барбеты, 330 мм (13″) башни, 50-25 мм палуба
  • Вооружение: восемь 381 -мм (15″) и шестнадцать 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 56000 л.с.
  • Скорость: 23 узла

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г