«Гельголанд» II
Спущенный на воду в 1909 году, германский линкор «Гельголанд» стал последним трехтрубным — и первым на котором была установлена главная артиллерия 305-мм калибра. Все корабли этого класса участвовали в Первой Мировой войне, два из них были повреждены в Ютландском сражении 1916 года. Сам «Гельголанд» в этом бою получил всего одно попадание. После этого решающего сражения немецкий Флот открытого моря уже не пытался завязать генеральное сражение в Северном море. В дальнейшем флот лишь трижды предпринимал вылазки — дважды в 1916 году и один раз в 1918 году. Эти действия не дали никаких результатов, и низкий уровень боевой активности привел к падению дисциплины на кораблях, а в конечном итоге — к открытому революционному выступлению. В 1918 году команда «Гельголанда» вместе с командами других кораблей подняла восстание. Подобного развития событий возможно было избежать, если бы флот открытого моря попытался развязать тотальную войну на морских путях стран Антанты. В 1924 году «Гельголанд» был сдан на слом.
- Страна: Германия
- Экипаж: 1113
- Водоизмещение: 22800 т
- Размерения: 167,4×28,5×8,3
- Запас хода: 6670 км (3600 миль) при 18 узлах
- Бронирование: 300— 102-мм (11,8—4″) пояс и башни, 280-мм (11″) барбеты, 170—75-мм (6,7—3″) казематы, 80—55 мм палуба
- Вооружение: двенадцать 305-мм (12″), четырнадцать 150-мм (5,9″) и двенадцать 88-мм орудий
- Силовая установка: трехвальная паровая машина тройного расширения мощностью 31200 л.с.
- Скорость: 21 узел
«Кайзер» (Германия)
Спущенный на воду в 1911 году и завершенный в 1912г., «Кайзер» стал первым кораблем в новой серии германских дредноутов, ставшей основой для последующих линкоров, в том числе кораблей Второй Мировой — «Бисмарка» и «Тирпица». Серия «Кайзер» состояла из пяти кораблей, все они несли две башни на корме. «Кайзер» принимал участие в Ютландском бою 1916 года, а в 1919 году все корабли этого типа были интернированы в Скапа-Флоу и впоследствии затоплены своими экипажами. В 1929—37 годах они были подняты и разделаны на металл. Первоначально «Кайзер» был заложен под названием «Эрзац Хильдебрандт». Другие корабли этого типа носили имена «Фридрих Великий», «Кайзерин», «Кениг Альберт» и «Принц-регент Луитпольд». Эго были первые немецкие линкоры с паровыми турбинами.
- Страна: Германия
- Экипаж: 1278 (в Ютландском бою)
- Водоизмещение: 24720 т
- Размерения: 172,4x29x9,1
- Запас хода: 15000 км (8000 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 350—80 мм (14—3,2″) пояс, 250 мм барбеты, до 300 мм башни, 170 мм казематы, 80-100 мм палуба
- Вооружение: десять 305-мм (12″) и четырнадцать 150-мм (5,9″) орудий орудий
- Силовая установка: трехвальная турбина мощностью 55200 л.с
- Скорость: 23,5 узла
«Кайзер Фридрих III»
Германский броненосец «Кайзер Фридрих III» был заложен в 1895 г. и завершен в 1898 году. Шесть его 152-мм (6”) орудий среднего калибра располагались на надстройке в одноорудийных башнях, а остальные размещались в казематах. 88-мм (3,4м) противоминные пушки стояли на верхней палубе в одноорудийных установках со щитами. Отличительными чертами всех немецких броненосцев того периода были легкое вооружение главного калибра и трехвальная силовая установка. Общий вес брони на корабле составлял 3860 тонн. В 1906 году «Кайзер Фридрих III» являлся флагманским кораблем флота. В 1907—10 он был перестроен, однако к 1916 году все равно безнадежно устарел, и его поставили на прикол, а в 1920 году разобрали на металл. Другие корабли этого типа также носили имена германских императоров: «Кайзер Барбаросса», «Кайзер Вильгельм Великий», «Кайзер Вильгельм II» и «Кайзер Карл Великий». Все броненосцы (кроме последнего) были модернизированы III на них установили новые трубы, казематы и мачты с боевыми марсами.
- Страна: Германия
- Экипаж: 651
- Водоизмещение: 11600 т
- Размерения: 125,3×20,4×8,2
- Запас хода: 4170 км (2250 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 300—150 мм пояс, 250 мм башни главного калибра, 150 мм
- башни среднего калибра и казематы, 65 мм палуба казематы
- Вооружение: четыре 240-мм (9,4я), восемнадцать 150-мм, двенадцать
- 88-мм (3,4″) орудий
- Силовая установка: трехвальная паровая машина тройного расширения
- мощностью 13620 л.с
- Скорость: 17 узлов
«Кениг Вильгельм»
Броненосный фрегат «Кениг Вильгельм» был заложен в 1865 году в Великобритании для турецкого флота, но по завершении постройки корабль в 1869 году перекупила Пруссия. В 1878 году он столкнулся с броненосцем «Гроссер Курфюрст» и потопил его. После капитального ремонта с заменой котлов «Кениг Вильгельм» получил прочный таран и несколько дополнительных малых орудий. Его переклассифицировали в тяжелый крейсер, а парусное вооружение сократили, оставив только одну мачту. В то время он был самым мощным кораблем германского Императорского флота и являлся его флагманом. В 1897 году класс «Кенига Вильгельма» снова изменили, и он стал броненосным крейсером, а в 1904 году его перевели в портовую службу в качестве учебного корабля Кильской школы юнг, при этом большая часть вооружения была снята. Первоначально корабль назывался «Фатих»; когда его приобрела Пруссия, название заменили на «Вильгельм I», а в 1867 году он получил свое окончательное название. В 1921 году корабль был исключен из списков флота и отправлен на слом.
- Страна: Германия
- Экипаж: 730
- Водоизмещение: 10760 т
- Размерения: 112×18,3×8,5
- Запас хода: 2400 км (1300 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 305—152 мм (12—6″) чугунный пояс и 203—152 мм (8—6″) батарея
- Вооружение: восемнадцать 240-мм гладкоствольных пушек и пять 210-мм орудий
- Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
- Скорость: 14,7 узла
«Курфюрст Фридрих Вильгельм»
Корабль «Курфюрст Фридрих Вильгельм» принадлежал к серии броненосцев «Бранденбург» и был одним из четырех мощных додредноутов, являвшихся в начале 1900-х годов основой германского флота. Заложенный в 1890 г. и завершенный в 1893 году, он стал первым немецким кораблем, оборудованным беспроволочным телеграфом. Артиллерия главного калибра была установлена в трех двухорудийных башнях, размещенных по продольной оси корабля, при этом центральная башня имела более короткие пушки и ограниченный угол обстрела. В 1910 году броненосец был продан Турции и получил название «Хайреддин Барбаросса». В составе турецкого флота он принимал участие в бомбардировке Варны в 1912 году, а в декабре того же года был поврежден в бою с греческой эскадрой у Дарданелл. 8 августа 1915 года броненосец был торпедирован у Дарданелл английской подводной лодкой Е-11 и затонул.
- Страна: Германия
- Экипаж: 568
- Водоизмещение: 10020 т
- Размерения: 115,7×19,5×7,6
- Запас хода: 8300 км (4500 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 406—305-мм (16—12″) пояс, 305-мм (12°) барбеты, 127-мм (5″) башни
- Вооружение: шесть 280-мм (11″), восемь 105-мм (4,1″) и восемь 88-мм (3,4″) орудий
- Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 10220л.с.
- Скорость: 17 узлов
«Мольтке»
Заложенный в 1909 г. и завершенный в 1911 году, «Мольтке», как и однотипный с ним «Гебен», представлял собой дальнейшее развитие конструкции линейного крейсера «Фон дер Танн». Число 280-мм (11”) орудий на этих кораблях увеличили на два, добавив вторую кормовую башню. Во время Первой Мировой войны «Мольтке» входил в эскадру адмирала Хиппера и не раз отличился в ходе боевых действий. Он выдержал два попадания торпед, выпущенных с английских подводных лодок, и несколько попаданий 305-мм (12”) снарядов в Ютландском бою. Линейный крейсер сражался у Доггер-банки и в Гельголандской бухте, а также принимал участие в бомбардировках городов восточного побережья Англии. Обстрелы гражданских целей вызвали возмущение британской общественности и придали убедительности историям о преступлениях немцев, широко распространяемых в то время. «Мольтке» был торпедирован британской подводной лодкой Е-42, однако остался на плаву. В 1919 году вместе с остатками немецкого флота он был затоплен своим экипажем в Скапа-Флоу. В 1927 году его подняли и разобрали на металл.
- Страна: Германия
- Экипаж: 1355 (в Ютландском бою)
- Водоизмещение: 23000 т
- Размерения: 186,5×29,5×9
- Запас хода: 7630 км (4120 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 270— 102-мм (10,7—4″) пояс, 265 мм барбеты, 229 мм башни, 50 мм палуба
- Вооружение: десять 280-мм (11″) и двенадцать 15.0-мм (5,9″) орудий
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 85720 л.с.
- Скорость: 28 узлов
«Нассау»
Корабль «Нассау» был заложен в 1906 году как первый немецкий дредноут, однако в строй вошел только в 1910 году. «Нассау» был головным кораблем первой серии германских линкоров, включавшей также «Вестфален», «Позен» и «Рейнланд». Изначально предусматривалось размещение восьми орудий главного калибра, еще две дополнительные двухорудийные башни добавили в проект позже, что привело к уменьшению скорости, хотя корабль оставался хорошей артиллерийской платформой. В Ютландском сражении линкор столкнулся с английским эсминцем «Спитфайр», а затем капитулировал вместе со всем германским флотом в конце Первой Мировой воины и в 1921 году был разобран на металл. Что касается остальных кораблей его класса, то в августе 1916 года в «Вестфален» попала торпеда, пущенная британской подводной лодкой Е-23, но он остался на плаву и пошел на слом в 1924 году; «Позен» при Ютланде столкнулся с крейсером «Эльбинг» и из состава флота был исключен в 1919 году. «Рейнланд» в апреле 1918 года во время высадки в Финляндии выскочил на камни у Аландских островов, не ремонтировался и был окончательно списан в 1919 году.
- Страна: Германия
- Экипаж: 966
- Водоизмещение: 18900 т (20535 т полное)
- Размерения: 146x27x8,5
- Запас хода: 10600 км (5700 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 300—102 мм (11,75—4″) пояс, 280 мм (11″) башни, 160 мм казематы, до 80 мм палуба
- Вооружение: двенадцать 280-мм (11″), двенадцать 150-мм (5,9″) и четырнадцать 88-мм орудий
- Силовая установка: трехвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 26700 л.с.
- Скорость: 20 узлов
«Заксен»
Построенный в 1878 году, «Заксен» принадлежал к серии из четырех броненосцев принципиально нового для Германии типа — до этого немцы имели лишь батарейные броненосцы. Два 260-мм (10,25”) орудия располагались в грушевидном барбете на полуюте, остальные размещались в прямоугольном барбете прямо за трубами. Броня защищала центральную цитадель, а оконечности корабля прикрывал броневой пояс. «Заксен» не имел парусов, однако нес одну тяжелую мачту с грузовой стрелой. В 1886 году его вооружили еще тремя торпедными аппаратами, а в конце 1890-х он получил новое бронирование и машины. В 1910 году «Заксен» был исключен из списков флота. Другими кораблями этого типа были «Баден», «Байерн» и «Вюртемберг». «Баден» был флагманом германского флота, с 1920 года использовался как мишень, а в 1938 году его разобрали в Киле. «Байерн» постигла схожая судьба, а «Вюртемберг» до разборки в Вильгельмсхафене в 1920 году некоторое время служил плавучей школой торпедистов.
- Страна: Германия
- Экипаж: 317
- Водоизмещение: 5680 т
- Размерения: 91×18,3×6,5
- Запас хода: 9260 км (5000 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 254—203-мм (10—8″) цитадель, 63—51-мм (2,5—2″) палуба
- Вооружение: шесть 260-мм (10,25″) и десять 88-мм (3,4″) орудий
- Силовая установка: двухвальная горизонтальная паровая машина мощностью 6500 л.с.
- Скорость: 15,5 узла
«Шарнхорст»
Спущенный на воду в 1936 году «Шарнхорст» и однотипный с ним «Гнейзенау», создавались как быстроходные рейдеры. Поскольку английские линейные корабли существенно превосходили их по калибру артиллерии (406 мм против 280), планировалось перевооружить «Шарнхорст» и «Гнейзенау» 380-мм (15”) орудиями. Однако война заставила поставить уже готовые 380-мм башни на «Бисмарк». В ходе вторжения в Норвегию в апреле 1940 года «Шарнхорст» был поврежден. Несмотря на это, в следующем месяце он потопил авианосец «Глориес». Союзники считали «Шарнхорст» главной угрозой своим конвоям, и поэтому он непрерывно подвергался атакам надводных кораблей, самолетов и сверхмалых подводных лодок, но продолжал сохранять боеспособность. В феврале 1942 года он ускользнул из французского порта Брест, совершив знаменитый прорыв через Ла-Манш, но тогда же получил повреждение, подорвавшись на мине. В конце концов, в декабре 1943 года, «Шарнхорст» был потоплен линкором «Герцог Йоркский» и тремя английскими крейсерами при попытке атаковать арктический конвой.
- Страна: Германия
- Экипаж: 1840
- Водоизмещение: 31800 т (38900 т полное)
- Размерения: 226x30x9,9
- Запас хода: 18500 км (10000 миль) при 18 узлах
- Бронирование: до 350 мм пояс, 360 мм башни, 130 мм палуба
- Вооружение: девять 280-мм (11″), двенадцать 150-мм (5,9″), четырнадцать 105-мм (4,1″) зенитных орудий, 6 торпедных аппаратов
- Силовая установка: трехвальная комбинированная дизельно-турбинная установка суммарной мощностью 160000 л.с.
- Скорость: 31,5 узла
«Фон дер Танн»
Завершенный постройкой в 1911 году, «Фон дерТанн» стал первым немецким линейным крейсером и первым немецким дредноутом с паровыми турбинами. 16 декабря 1914 года, после налета на Ярмут, «Фон дер Танн» и другие корабли обстреляли Хартлпул, Уайтби и Скарборо на северно-восточном побережье Англии, при этом погибло 127 мирных жителей и было ранено еще 567. Тот факт, что среди убитых было 38 женщин и 39 детей, вызвал в Великобритании вспышку антигерманских настроений. Бронирование «Фон дер Танна» было достаточно сильным — в Ютландском бою в него попало четыре снаряда, которые вызвали несколько пожаров и вывели из строя орудия главного калибра, но корабль сохранил ход и без труда вернулся на базу. В конце Первой Мировой войны он был сдан англичанам и в июне 1919 года затоплен командой в Скапа-флоу. В ноябре 1931 года, после нескольких неудачных попыток, крейсер подняли и разрезали на металл в Розайте.
- Страна: Германия
- Экипаж: 1174 (при Ютланде)
- Водоизмещение: 19370 т (21300 т полное)
- Размерения: 172×26,6×8
- Запас хода: 8150 км (4400 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 250-100 мм (9,6-3,9″) пояс, до 230 мм (8,8″) барбеты и башни, 150 мм казематы, 50 мм палуба
- Вооружение: восемь 280-мм (11″) и десять 150-мм (5,9″) орудии
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 79000 л.с.
- Скорость: 25-27 узлов
*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г